Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

История становления законодательства о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка

Памятка для родителей

«Наказывая, подумай: «Зачем?»

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать….
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких « наказаний» на всякий случай!!!
  3. За один раз - одно. Даже если проступков сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души! Наказание - не за счет любви: что-бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  4. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иначе, чересчур ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год.
  6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь,

и тогда наказания идут как последний шанс на любовь.

 

 

Материал для родителей по правовому воспитанию детей:

«Можно ли обойтись без наказания?»

- Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

   В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства — вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

   Например, ударить ребенка — означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

    Есть ли педагогически оправданные наказания? Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуются:

- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

-Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

- Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.

- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

-Наказание не должно вредить здоровью.

- За один проступок — одно наказание.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил — убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки — меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

   Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

   У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

   Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.

 

 

Практический материал для организации беседы с детьми 

 

Тема: «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

 

Цели и задачи: формировать  представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

 Ход беседы

    Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

   Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь — я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

   На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка — папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьер и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

 Вопросы

  • На кого из родных вы похожи внешне?
  • На кого вы похожи по характеру?

 Как вы думаете, зачем люди создают семью?

 Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!»

 Что же такое согласная семья?

    Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый  -  ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

   Самые близкие ребёнку люди — его родители. И для родителей — дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

   Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

 Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо,

От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться,

О сыночке милом

Станет мать молиться!

    Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

   «Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

 Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа — капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это — северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

 

Вопросы и задания

  • Чему вы научились у папы?
  • Есть ли вас сестры и братья? Расскажите о них.
  • Расскажите о маме.
  • Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме.
  • Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

    Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

 Старшая сестра

Моя старшая сестрица -

на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

 

   Самые старшие и уважаемые члены семьи — бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

   Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

 

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

    Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

   В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

   Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль — ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

   Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети — родные братья и сестры мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры.

   Вот какая большая у вас семья!

 Вопросы и задания

  • Что означают слова «согласная семья»?
  • Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.
  • Почему говорят: «Родительское сердце — в детках»?
  • Почему нужно помогать старшим членам семьи?
  • Расскажите о родном доме.
  • Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?
  • Как вы думаете, почему говорят: «Хорошие дети — отцу-матери — венец»?
  • Расскажите, какие домашние дела вы выполняете?

    Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

   Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

    Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

    Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом,  где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

  Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.